Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение ёё по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изученни темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опрежающее из возрастные возможности.
С.Н. Лысенкова, одна из первых, выдвинула необходимость опережения при обучении школьников. Основами опережающего обучения согласно теории С.Н. Лысенковой являются:
- Комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи учитель - ученик, экономии времени на уроке, воспитание самостоятельности, внимание, умение сосредотачиваться.
- Опоры: большие опоры - схемы, малые опоры - карточки. Схема - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующие звено между учителем и учеником. Опорные схемы - это оформленные в виде чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Они позволяют включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках; довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.