вторник, 7 июня 2011 г.

Задачи технологии критического мышления


·   Формирование нового стиля мышления, для которого характерны
открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
·   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
·   Развитие аналитического, критического мышления:
— научить школьников выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
— избегать категоричности в утверждениях;
— быть честным в своих рассуждениях;
— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения
и личного мнения;
— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или пись­менной речи;
— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
·   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения  важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, де­лать выводы и обобщения.
·   Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
 Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
·         образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
·         культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
·         информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
·         социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.